Поиск по сайту

КА Меридиан

 

«Меридиан» (индекс ГУКОС — 14Ф112) — серия российских спутников связи двойного назначения, разработанных НПО Прикладной Механики имени академика М. Ф. Решетнёва по заказу Министерства обороны РФ. Запуски КА «Меридиан» производятся с космодрома «Плесецк» РН «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат». Выведение КА «Меридиан» осуществляется РН «Союз-2» и РБ «Фрегат» на орбиту наклонением 62.8°. 

Предназначение

КА «Меридиан» является спутником двойного назначения, то есть развёртывается для использования как в военных, так и в гражданских целях. С одной стороны, группировка КА «Меридиан» заменит три различные военные системы связи: «Молния-3», «Молния-1Т» и «Парус». С другой стороны, спутники должны обеспечить связь морских судов и самолетов ледовой разведки в районе Северного морского пути с береговыми наземными станциями и расширить сеть спутниковой связи северных районов Сибири и Дальнего Востока в интересах развития экономики РФ. Группировка КА «Меридиан» на высокоэллиптических орбитах (ВЭО) предназначена для работы в составе Интегрированной Системы Спутниковой Связи (ИССС) вместе с КА «Радуга-1М», работающими на геостационарной орбите (ГСО).

История

Работы по созданию спутника третьего поколения «Меридиан» начались в середине 1980-х годов в рамках создания Единой системы спутниковой связи второго этапа (ЕССС-2). Предыдущая система, ЕССС первого этапа, состояла из спутников «Радуга» на ГСО и спутников «Молния-3» на ВЭО. В состав орбитальной группировки ЕССС-2, призванной заменить ЕССС-1, должны были войти спутники «Радуга» и «Радуга-1» на ГСО, а также новые спутники на ВЭО. Начало летных испытаний последних планировалось и 1989–1990 гг. Первый вариант КА «Меридиан» изготавливался в омском ПО «Полёт», но из-за прекращения финансирования, лётные испытания так никогда и не были начаты. Работы были переданы в НПО ПМ, где разработка КА была продолжена уже на новой базе. После нескольких пересмотров стратегии развития военных спутников связи, предполагалось, что новый КА «Меридиан» должен заменить сразу несколько поколений спутников: взять на себя связные функции системы «Парус», а также систем «Молния-1Т» и «Молния-3». КА «Меридиан» используется в группировке КА «Молния», которая состоит из аппаратов на 12-часовых высокоэллиптических орбитах с апогеем в Северном полушарии (высота апогея около 40 тыс. км и перигея около 1000 км). КА разделены на пары, в каждой из которых спутники двигаются вдоль одной наземной трассы с интервалом в 6 часов друг за другом. В период связи КА находятся очень высоко над территорией России и, таким образом, являются весьма слабо перемещающимися объектами относительно наземных станций. Это упрощает процесс наведения и удержания их антенн.

Конструкция

КА «Меридиан» изготавливается на платформе, частично унифицированной с платформой навигационных КА «Глонасс-М». Поэтому некоторые системы «Меридиана», такие как бортовой компьютер, система управления движением и двигатели ориентации общие с КА «Глонасс-М». Для установки полезной нагрузки, спутник имеет в своем составе герметичный приборно-агрегатный отсек. КА «Меридиан» имеет трехосную систему ориентации: продольная ось аппарата направлена к центру Земли, а две трех-секционные панели солнечных батарей мощностью 3 кВт имеют одноосную ориентацию на Солнце. Такая система облегчает наведение крупногабаритных антенн спутника, а также позволила разместить радиатор системы терморегулирования на его теневой стороне. Ориентация аппарата в пространстве обеспечивается маховиками и электромагнитными исполнительными органами и двигателями малой тяги на гидразине (масса заправки – 25 кг.). На борту КА «Меридиан» установлены три ретранслятора работающие в разных частотных диапазонах. По имеющейся информации, один из ретрансляторов отечественного производства изготавливается в Ижевске. Другой ретранслятор спутника с полной обработкой и коммутацией сигналов на борту для системы спутниковой связи «Корунд-М» был разработан в НПЦ «Спурт» (г.Зеленоград).

История запусков

Первый аппарат данной серии Меридиан-1 (29668 / 2006-061A), был выведен 24 декабря 2006 года ракетой носителем Союз-2 с использованием разгонного блока Фрегат. Аппарат проработал штатно в течение нескольких месяцев, но был потерян из-за разгерметизации, предположительно, в результате внешнего воздействия. Запуск второго аппарата Меридиан-2 (35008 / 2009-029A) был осуществлен 22 мая 2009 года в 01:53 МСК с космодрома «Плесецк» при помощи ракеты-носителя среднего класса «Союз-2.1a». Был признан частично успешным из-за невыхода аппарата на целевую орбиту. После прохождения всех испытаний, КА используется по назначению, но не в составе спутниковой группировки ЕССС. Спутник двигается по нерасчётной орбите и её плоскость постепенно меняется относительно остальных спутников.

Пуск РН Союз-2.1a с РБ Фрегат и КА "Меридиан №13" 02.11.2010г.

Новый связной спутник

 

«Меридиан» разработан и изготовлен во ФГУП «Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева» (г. Железногорск). Изображения его не опубликованы, нет и «официального» технического описания. Тем не менее из-за относительной «несекретности» задач КА некоторые интересные детали появились как в отечественной, так и в зарубежной прессе.

В частности, Анатолий Зак на своем сайте RussianSpaceWeb на странице, посвященной «Меридиану», обобщил известную информацию и сообщил, что платформа «Меридиана» имеет много общего с платформой навигационных КА «Ураган-М». Таким образом, «Меридиан» – первый высокоэллиптический аппарат НПО ПМ, созданный не на базе «молниевской» платформы КАУР-2. Спутник имеет в своем составе герметичный приборно-агрегатный отсек. Ряд систем «Меридиана», включая бортовой компьютер, систему управления движением, двигатели ориентации, – общие с «Ураганом-М». В ряде систем использованы наработки по высокоэллиптическим и геостационарным спутникам связи.

РН «Союз-2-1А» с КА «Меридиан»
Рисунок космической головной части РН «Союз-2-1А» с КА «Меридиан» и РБ «Фрегат». Опубликовано в проспекте Роскосмоса (выпуск №12, 2006 (50)), посвященном данному запуску

В отличие от «Молний», которые имели постоянную ориентацию жестко закрепленных СБ на Солнце, «Меридиан» имеет трехосную солнечно-земную систему ориентации. Продольная ось аппарата направлена к центру Земли; ось приводов солнечных батарей перпендикулярна к направлению на Солнце, а две трехсекционные панели имеют одноосную ориентацию на Солнце. Развороты обеспечиваются маховиками и электромагнитными исполнительными органами с магнитной разгрузкой, а при необходимости – двигателями малой тяги на гидразине. Солнечно-земная ориентация облегчает наведение крупногабаритных антенн на Землю и размещение радиатора системы терморегулирования на теневой стороне КА.

Известны как минимум два стилизованных изображения «Меридиана», опубликованных еще до его запуска. Первое присутствовало на большом настенном плакате-календаре на 2004 г. «Российский космос», изданном фирмой «РТСофт» по заказу Росавиакосмоса. Второе изображение появилось на карманном календаре КВ РФ на 2005 г. Однако эти «концептуальные» изображения вряд ли можно воспринимать всерьез, и к тому же они кардинально отличаются друг от друга.

В составе бортового ретрансляционного комплекса КА «Меридиан» имеются ретрансляторы отечественного производства, которые предполагалось испытать на втором аппарате «Молния-3К», утраченном в аварийном запуске 21 июня 2005 г. Вот что сообщил об этом ИТАР-ТАСС за три месяца до аварийного пуска: «Аппарат комплектуется новым ретранслятором отечественного производства, который в дальнейшем найдет применение на спутниках связи нового поколения “Меридиан”». По словам начальника отдела 2-го Центра космодрома Плесецк Ю.Журавлева, этот ретранслятор изготавливается в Ижевске.

По крайней мере один тип ретранслятора в бортовом ретрансляционном комплексе, по-видимому, разработан в НПЦ «Спурт» (г.Зеленоград), который продолжает тематику работ НПО ЭЛАС по спутниковой связи. На сайте этого предприятия сообщается, что в 1998–2005 гг. им был разработан «бортовой ретранслятор с полной обработкой и коммутацией сигналов на борту и стационарные и подвижные земные станции с АФАР* системы спутниковой связи «Корунд-М» на базе КА на высокоэллиптических орбитах».

Отметим также, что новые связные аппараты НПО ПМ, включая «Меридиан», не требуют большого объема электроиспытаний на космодроме. «На техническом комплексе Плесецка, помимо механической сборки, будут проводиться только зарядка аккумуляторных батарей, заправка пневмосистемы сжатыми газами, заправка двигательной установки. Таким образом, общее время подготовки КА на космодроме было сокращено в три раза».

В ноябре самолетом Ил-76ТД компании «Волга-Днепр» спутник «Меридиан» был доставлен на космодром. Фото А.Бабенко

Ряд дополнительных данных о КА «Меридиан» можно почерпнуть из несекретного приказа Федеральной службы РФ по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 сентября 2004 г. №101в «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта создания и эксплуатации на космодроме «Плесецк» комплекса разгонного блока «Фрегат» и космического комплекса 14К131». Из текста приказа следует, что космический комплекс 14К131 был разработан по заказу Министерства обороны РФ с целью выполнения Программы вооружения космическими средствами, а также действующих государственных космических программ по выведению перспективных КА различного назначения. В состав комплекса 14К131 входят ракетно-космический комплекс (РКК) и наземный комплекс управления (НКУ).
РКК, в свою очередь, включает в себя:

- КА 14Ф112;
- унифицированный технический комплекс (УНТК) КА 14П510;
- комплекс ракеты-носителя «Союз-2»;
- комплекс разгонного блока «Фрегат»;
- головной обтекатель;
- технический комплекс (ТК) космической головной части 16НК;
- технический комплекс ракеты космического назначения 14П431.

Процесс стыковки 3-й ступени с пакетом. Фото Г.Сухарева

Аппарат 14Ф112 разрабатывается в интересах МО РФ как спутник связи и является модернизированным вариантом существующих отечественных КА связи. По уровню решения целевых задач, по сроку активного существования и надежности КА 14Ф112 будет существенно превосходить отечественные аналоги предыдущей разработки. С точки зрения экологической экспертизы существенно, что КА 14Ф112 заправляется амидолом (гидразин «осч»). Масса заправки – 25 кг.

УНТК 14П510 размещается в сооружении 1 на площадке 141 космодрома Плесецк с использованием действующих инженерных коммуникаций и технических систем сооружения. Рабочее место подготовки КА размещается в «чистом» помещении зала сооружения с обеспечением требуемого класса чистоты. На УНТК 14П510 проводятся проверки КА, сборка КА в соответствии с технологическим графиком работ и принятой последовательностью испытаний, а также транспортирование КА в пределах полигона.

Фото Г.Сухарева

Для запусков КА 14Ф112 с использованием РН «Союз-2» и РБ «Фрегат» используется головной обтекатель типа 14С737 диаметром 3.715 м и длиной 10.4 м. РБ «Фрегат» вместе с КА и ГО образуют космическую головную часть (КГЧ). Стыковка КА 14Ф112 с РБ «Фрегат», сборка КГЧ и совместные проверки в составе КГЧ проводятся на ТК КГЧ 16НК (сооружение 317/3-14 на площадке 43 космодрома).

Выведение КА 14Ф112 осуществляется РН «Союз-2» и РБ «Фрегат» с использованием имеющейся базовой трассы, соответствующей наклонению 62.8°. Полет орбитального блока (РБ + КА) в составе ракеты космического назначения продолжается около 9 мин и завершается выходом на опорную орбиту наклонением 62.8° и средней высотой 210 км. Пассивный полет орбитального блока по опорной орбите продолжается около 15 мин. После этого осуществляется первое включение маршевой ДУ РБ «Фрегат» длительностью около 613 сек, в результате чего формируется переходная эллиптическая орбита наклонением 62.8°.

Некоторая информация о наземной аппаратуре для работы через КА «Меридиан» также была размещена в открытых справочниках. Например, сообщалось о корабельной малоканальной станции спутниковой связи сантиметрового диапазона волн Р-793 «Прицеп». Станция рассчитана на установку на надводные корабли первого и второго рангов и будет обеспечивать через КА «Грань», «Молния», «Глобус» и «Меридиан» связь с наземными станциями «Центавр-ПМ» (мобильные) и «Центавр-Н» (стационарные). «Прицеп» позволит обеспечить корабли дуплексной телефонной, телеграфной, факсимильной связью, а также передачей данных и донесений в направлениях «берег-корабль», «корабль-корабль». Станция работает в диапазоне частот 4/6 ГГц (C-диапазон) и на дальности не менее 17 тыс км. В составе автоматизированных комплексов связи корабля или автономно станция обеспечивает дуплексную работу по четырем телефонным и двум телеграфным каналам.

Источник: www.novosti-kosmonavtiki.ru

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

novogres плитка link . ремонт квартир под ключ цены Стоимость ремонта.

Голосование

Какой социальной сетью Вы чаще пользуетесь?
 

Мы в Facebook Мы ВКонтакте Мы в Одноклассниках Мы в Моем Мире  

  Возрастная категория сайта 18+